Капли датского короля
Новый клубный проект плаваний в Северном и Балтийском морях. Морская культура этих стран заметно отличается от привычного Клубу Средиземноморья, как отличаются и условия плавания. Суровая погода, мощные приливные течения Ваттова моря и коварные мели делают море, по которым планируем пройти, одними из самых сложных для навигации в море. Но ведь нам не привыкать к сложностям?
В 2013 году состоялись первые «Капли», организованные совместно с нашими друзьями из парусного клуба «Русская Голландия». Шесть экипажей прошли по территориальным и внутренним водам Голландии, посетив верфи Ост-Индийской компании, домик Петра I в Заандаме – места, где более 300 лет назад зарождалась сама идея российского морского флота. Отдельным знаковым событием стала встреча с экипажем «Щтандарта» - реплики первого петровского фрегата.
Дата проведения:
Цель: разведать новую акваторию и опробовать новый формат флотилии. Исторической целью маршрута станут дом Петра I в Заандаме и верфи Ост-Индийской компании в Амстердаме (нынешний морской музей) - места, с которых началась история Русского Флота.
Флотилия: 6 лодок и фрегат «Штандарт»
Маршрут: подробнее рассмотреть маршрут можно здесь на Гугле
По пути пройдем небольшую часть Северного моря, Ваттового моря,
опресненные внутренние голландские моря (Маркермеер и Эйселмеер),
Североморский канал, посетим Фризские острова, Амстердам, старинные
голландские портовые города Энкхаузен, Хинделоопен, Хоорн, Урк.
Место: Внутренние и территориальные воды Голландии.
Время: 6-15 сентября 2013 года.
Старт и финиш: Андайк, провинция Северная Голландия.
Формат: Парусный Конвой. Совместное плавание яхтенного флота и фрегата "Штандарт".
Маршрут для яхт по дням:
1. 6 сентября, пятница. Прилет в Амстердам, трансфер до марины Андайка,
прием лодок, закупка продуктов. Вечером - выход из Андайка, переход в
Энкхаузен (7 миль).
2. 7 сентября, суббота. Прилет и трансфер в
Энкхаузен отстающих. Закупка недостающих продуктов. Посещение музея
Южного Моря под открытым небом. Выход из Энкхаузена после обеда, переход
в Хинделоопен (16 миль). Вечеринка открытия.
3. 8 сентября, воскресенье. Переход на остров Тессел, в гавань Аудесхилд (28 миль). По пути - проход шлюзов Корнвердензанда.
4. 9 сентября, понедельник. Стоянка на острове, велосипедная прогулка,
посещения музея кораблекрушений и местной пивоварни. Вечером, возможно,
встреча фрегата «Штандарт», совместная вечеринка на палубе.
5. 10
сентября, вторник. Ранний выход из Аудесхилда, переход до марины
Аймаудена (46 миль). Альтернативное место встречи со «Штандартом».
6. 11 сентября, среда. Проход шлюзов Аймаудена, переход Североморским
каналом до Заандама (10 миль). Экскурсия. Вечером - переход до
Амстердама (5 миль).
7. 12 сентября, четверг. Экскурсионный день в Амстердаме.
8. 13 сентября, пятница. Выход из Амстердама, проход шлюза, переход в Хоорн (26 миль). Экскурсия в музей мыса Горн.
9. 14 сентября, суббота. Ранний выход из Хоорна. Переход в Лелистад (18
миль). Посещение голландского парусника Батавии и верфи. После обеда
проход шлюзов Лелистада, переход в Урк (11 миль). Вечеринка закрытия.
10. 15 сентября, воскресенье. Выход из Урка, прощание с фрегатом «Штандарт». Переход в Андайк (16 миль), сдача лодок, трансфер в
аэропорт.
Всего 10 дней, 183 морские мили, 4 шлюза, 5 экскурсий.
Маршрут фрегата «Штандарт» по дням:
1. 8 сентября, воскресенье. Прилет в Амстердам, трансфер до Роттердама. Вечером - заселение на борт.
2. 9 сентября, понедельник. Переход из Роттердама на остров Тессел, в гавань Аудесхилда (90 миль). Встреча с экипажами яхт.
3. 10 сентября, вторник. Ранний выход из Аудесхилда, переход до марины Аймаудена (46 миль).
4. 11 сентября, среда. Проход шлюзов Аймаудена, переход Североморским
каналом до Заандама (10 миль). Экскурсия. Вечером - переход до
Амстердама (5 миль).
5. 12 сентября, четверг. Экскурсионный день в Амстердаме.
6. 13 сентября, пятница. Выход из Амстердама, проход шлюза, переход в Энкхаузен через шлюзы Лелистада (41 миля).
7. 14 сентября, суббота. Переход в Лелистад (18 миль). Посещение
голландского парусника Батавии и верфи. После обеда проход шлюзов
Лелистада, переход в Урк (11 миль). Вечеринка закрытия.
8. 15
сентября, воскресенье. Прощание с экипажем "Штандарта", сход на берег.
Трансфер в Андайк (место финиша для яхт), Амстердам или аэропорт.
Вечером - вылет в Москву.
Всего 7 дней, 221 морская миля, 3 шлюза, 5 экскурсий.
Важные замечания по маршруту и программе:
- Маршрут более или менее окончательный, но небольшие изменения, как
всегда, возможны. Какие-то пункты могут слегка измениться и по ходу, в
соответствии с погодой и настроением.
- Голландия представляет собой
очень малоосвоенный русскими крейсеристами регион. Что, в общем, не
совсем справедливо. Здесь есть и развитая (и сравнительно недорогая)
яхтенная инфраструктура, и очень красивые и интересные акватории.
Благодаря системе каналов, с воды доступен практически любой город. А
еще тут обитает довольно многочисленное сообщество русскоговорящих
фанатов паруса, многие из которых тоже присоединятся к плаванию. С этой
точки зрения, «Капли Датского Короля 2013» станут очень любопытным
мероприятием - у участников, летящих из России, будет возможность
почувствовать себя немного уютнее, в гостях. А нам, «русским голландцам»
будет здорово и интересно показать Клубу страну, в которой мы живем,
знакомые и любимые марины, города, музеи и бары.
- Очень большой
радостью и мощным плюсом плавания является участие в нем фрегата «Штандарт», которое, во-первых, прекрасно вписывается в идею
мероприятия, а во-вторых дает нам возможность опробовать новый формат« парусного конвоя». Поучаствовать в «Каплях» можно как на яхте,
так и в роли экипажа «Штандарта».
- Большую часть
маршрута яхты и «Штандарт» пройдут вместе, однако для последнего
плавание начнется немного позже, а закончится чуть раньше. Не совпадают и
точки старта/финиша. Это стоит иметь в виду, планируя собственное
участие.
- Часть маршрута проходит в приливно-отливных водах с
сильными течениями. С одной стороны, это здорово и интересно, с другой -
не всегда просто и иногда опасно. Капитанам без опыта навигации в таких
условиях, я очень рекоммендую изучить (или освежить в памяти) эту часть
парусной теории. А практику будем осваивать на месте.
- Мероприятие
представляет собой разведку, а в разведку целой армией не ходят.
Поэтому количество участников ограничиваем 5-ю экипажами. Одну лодку
поведу я, еще одну возьмет кто-то из наших «русских голландцев»,
командование остальными тремя лодками возжмут на себя капитаны Клуба.
Еще как минимум 20 человек готов принять на борт «Штандарт».
И чуть по истории:
20 октября 1696 года Петр Первый, которому еще только суждено стать
Великим, ставит свою подпись под указом Боярской Думы "Морским судам
быть". Меньше года спустя в составе Великого Посольства царь прибывает в
Голландию, где на верфях Заандама и Амстердама под именем Петра
Михайлова самостоятельно постигает науку кораблестроения. Обратно в
Россию царь-плотник привезет не только знания, но и голландских
мастеров, под руководством которых и будет создаваться Российский флот.
22 августа 1703 года на воду Ладожского озера будет спущен первый
корабль Балтийского флота - фрегат "Штандарт", заложенный по царскому
указу и спроектированный голландцем Выбе Геренсом - непосредственным
начальником Петра Михайлова на верфи Ост-Индийской Компании в
Амстердаме.
В последующие 20 лет в России появятся регулярные
Азовский, Каспийский и Балтийский флоты, будут построены 111 линейных
кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, более 300 транспортных судов и
огромное количество галер, шмаков, брандеров, бомбардирских кораблей и
скампавей.
Так появился на свет Российский флот, прославленный
победами при Гангуте, Чесме и Синопе, именами Спиридова, Ушакова и
Нахимова. В начале сентября в год России в Голландии и Голландии в
России мы хотим пройти флотилией по Нидерландам и посетить те места,
откуда Российский флот начинался. Очень важным и символичным мне
кажется, что к в этом плавании к нашей флотилии присоединится "Штандарт"
- реплика первого петровского фрегата, - под командованием своего
создателя и капитана Владимира Мартуся.
Состав флотилии:
1) Даниил Симанов, Koopmans 47 (Андайк).
2) Андрей Шарков, Bavaria 40 (Энкхаузен).
3) Андрей Коляда, Bavaria 40 (Андайк).
4) Михаил Колманович, Bavaria 36 (Андайк).
5) Борис Куприянов, Bavaria 42 (Фолендам, с четверга).
6) Андрей Соснин, Bavaria 37 (Андайк).
7) Владимир Мартусь, фрегат «Штандарт»